Городской конкурс юных экскурсоводов школьных музеев Санкт-Петербурга проводится Санкт-Петербургским городским Дворцом творчества юных при поддержке государственных музеев Санкт-Петербурга, общественных и ветеранских организаций города. Конкурс является подведением итогов работы музеев образовательных организаций, школой мастерства, где лучшие экскурсоводы школьных музеев и их наставники могут показать свои результаты и увидеть достижения юных музееведов из других учреждений города.
Цель конкурса – создание условий для формирования духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников Санкт-Петербурга через экскурсионную и социально-значимую деятельность юных музееведов образовательных учреждений города.
К участию в конкурсе приглашаются юные экскурсоводы школьных музеев 12-17 лет, показавшие лучшие результаты в районных отборочных турах. Представители не паспортизированных музейных экспозиций в городском этапе конкурса участвовать не могут.
В качестве испытаний ребятам предлагается представить фрагмент своей экскурсии по школьному музею. Очень важно познакомить членов жюри со спецификой музея, его тематикой и показать экскурсионное мастерство. Для сопровождения экскурсии используются: «портфель экскурсовода», наглядные информационные стенды-раскладушки, альбомы, копии фотографий, экспонаты музея, разрешенные к использованию в демонстрационных целях, мультимедийный видеоряд. Оцениваются защиты экскурсий по следующим критериям: степень владения материалом, владения приемами показа, уровень эмоциональности рассказа, культура речи, способность вести диалог с аудиторией, уровень коммуникативной культуры. Кроме того, учащиеся заполняют путевку юного экскурсовода, где отмечают, какие экскурсии и для какой аудитории он проводил за этот учебный год.
Одно из испытаний конкурса – тестирование. Тестовые задания направлены на диагностику уровня знаний юных экскурсоводов и оценку их понимания: терминологии музееведения; основных принципов организации работы школьного музея; использования различных методов и приемов экскурсионной деятельности.
Итоги конкурса подводятся по двум возрастным группам: 5-7 классы и 8-11 классы, определяются лучшие в различных номинациях.
Для проведения и оценки работ участников Оргкомитет Конкурса создает экспертный совет, в состав которого входят ведущие специалисты в сфере детско-юношеского краеведения и музееведения, сотрудники государственных музеев, руководители исследовательской деятельности обучающихся.
Конкурс существует уже 20 лет и постоянно меняется. Показали высокую эффективность практики обучения юных экскурсоводов на базах государственных музеев, мастер-классы, клубные дни и прохождение стажировок.
Победители конкурса (дипломанты I, II, III степени) уже третий год участвуют во Всероссийском конкурсе музеев образовательных организаций и Всероссийском конкурсе экскурсоводов школьных музеев, где становятся победителями и призерами.
Первый этап – районный (ноябрь-январь). Второй этап – городской (февраль), предусматривает проведение двух туров:
1 тур – заочный (экспертиза и оценка исследовательских работ и проектов); 2 тур – очный, районный (тестирование и прослушивание участников городского этапа) Третий этап - подведение итогов (март)
-/-